Йога библиотека. > Асаны йоги > Сурья Намаскар

Сурья Намаскар



Сурья Намаскар переводится как приветствие солнцу и является основной асаной (комплексом) во всех традициях йоги.

Сурья Намаскара, или Приветствие Солнца, — это практика, которая пришла к нам из глубокой древности. Она способна наполнить жизнь человека небесным блаженством. С помощью Сурья Намаскары человек может стать радостным и счастливым. Старость и смерть перестанут устрашать его. Говорят, что великие йогины с помощью контроля дыхания могли значительно увеличивать продолжительность своей жизни и даже обретали власть над смертью.

Сурья Намаскар является первой асаной в Аштанга йоге.

В наши дни люди даже не стремятся постичь традиции и практики своих предков, не пытаются научиться контролировать свои органы чувств. Вместо этого они занимаются самооправданиями и сокрушают силу своих умов в погоне за материальными благами. Люди избегают смотреть в глаза реальности просто потому, что не могут увидеть ее. Это делает жизнь людей ничтожной и ведет к болезням, нищете и смерти. Но, последовав традициям предков, они могли бы развить свое тело и ум, чтобы позволить проявиться истинной природе Сущности.

Крепкое тело, органы чувств и ум помогут нам стать здоровыми и праведными, жить долго и счастливо. Они также дадут нам возможность достичь вселенской свободы. Так что если мы хотим наполнить свою жизнь здоровьем, праведностью, разумом и долголетием, то мы не должны забывать традиции предков.

 

Многие люди описывали методику выполнения этого упражнения, и каждый описывал ее по-своему. Нельзя четко определить, какое из описаний является истинным. Но если мы внимательно изучим учение йогов, то заметим, что во всех описаниях Сурья Намаскар  есть общие черты. Во-первых, упражнение следует выполнять согласно виньясе  — системе, связывающей движение и дыхание. Во-вторых, необходимо уделять внимание речаке,  или выдоху, пураке,  или вдоху, и медитации. Согласно шастрам,  традиционное выполнение включает виньясу, речаку  и пураку, дхьяну  (медитацию), дришти  (концентрацию на определенной точке), а также бандхи  (напряжение мышц, или мышечные замки). Сурья Намаскару  следует выполнять только так, и это подтверждается опытом многих поколений йогинов. Приветствие Солнцу, которое выполняется без учета этих правил, является лишь атлетическим упражнением, но никак не Сурья Намаскарой.

Существует два типа Сурья Намаскары.  Первый насчитывает девять виньяс,  а второй — семнадцать. Чтобы научиться правильно выполнять виньясы, речаку  и пураку, бандхи, дхьяну  и тратаку  (созерцание), следует обратиться к Сатгуру.  Camгуру  не просто знает шастры  наизусть, он практикует и живет по этим шастрам.  Если человек занимается согласно наставлениям древних текстов под руководством Сатгуру,  то победит три страдания — манасика  (страдание ума), десика  (телесное страдание) и адхьятмика  (духовное страдание) — и проживет здоровую жизнь.
* Медитация  и Духовная Жизнь,   Свами Ятишварананда,  Рамакришна Ашрам, Бангалор.

Общеизвестно, что от психических болезней нет лекарства. Но в Шрути  сказано, что Сурья Намаскара  излечивает даже их. Мантра «Хридрогьям мама сурья хариманам ча нашайя  (О Солнце, избави от бледной немочи сердце мое и ум мой)» говорит о том, что можно победить и психические болезни, и болезни, порожденные прарабдха кармой,  то есть действиями, совершенными в предыдущих жизнях и являющимися причиной болезней в нынешней. Наши предки тщательно изучали мантры, глубоко понимали их смысл и применяли их на практике. В результате жизнь наших предков была долгой, а здоровье — крепким, они обладали великой силой и умом, были неподвластны болезням, нищете и смерти и обретали божественное знание и блаженство.

Сурья Намаскара,  если выполнять ее в соответствии с предписаниями древних текстов, способна помочь в излечении таких страшных болезней, как проказа, эпилепсия, желтуха. К подобному заявлению не следует относиться с сомнением или недоверием. Вне всякого сомнения, современная медицина располагает средствами для лечения этих опасных заболеваний. Но случается так, что человек в течение многих лет проходит курс лечения по поводу, например, проказы даже без намека на излечение. А после пяти-шести месяцев практики С у рья Намаскары, йогасаны  и пранаямы  (или близких к ним методик) человек обнаруживает, что выздоровел. Я проверил это на собственном опыте. Поэтому ученикам следует упорно заниматься и отставить все сомнения и страхи.

Работа очень многих людей связана с длительным пребыванием в одной позе, что ведет к появлению болей в суставах и трудностям при передвижении. Люди пробуют на себе все существующие методы медикаментозного лечения, но ни один из них не приводит к полному исцелению. Сурья Намаскар  может полностью избавить от этих страданий. Йогины утверждают, что нарушения такого рода связаны с нади.  Для того чтобы удерживать тело — основу для совершения всех благих дел — чистым и свободным от болезней, Сурья Намаскар  и йогасана  имеют огромную важность. Они полезны абсолютно всем, старикам и молодым, мужчинам и женщинам. Если все люди осознают ценность Сурья Намаскар  и йогасаны  и начнут практиковать их, то с гордостью можно будет сказать, что священная земля Индии снова наполнилась свежей энергией. Правительству следует понять, насколько полезны эти методики, и сделать их обязательными для студентов всех учебных заведений. Тогда юноши и девушки смогут сделать свою жизнь чище, и всему миру будет оказана неоценимая услуга.

Методика выполнения первой Сурья Намаскары

сурья намаскар A

В  Сурья Намаскаре  первого типа насчитывается девять виньяс.  Поставьте ноги вместе, чтобы пятки и большие пальцы стоп соприкасались. Выпрямите спину, расправьте грудь и слегка наклоните голову вперед. Стойте прямо, внимание сосредоточено на кончике носа. Эта поза называется С а шастхити  (фото 2), что означает «стоять прямо». Затем медленно вдохните через нос, поднимите руки вверх над головой и соедините их вместе, немного наклоните голову назад и посмотрите на пальцы рук —это первая виньяса  (фото 3). Теперь, медленно выдыхая, опустите руки вниз, коснитесь ими пола с одноименной стороны от стоп и дотянитесь носом до колен. Помните, что ноги в коленях должны быть выпрямлены. Это вторая виньяса  (фото 4). Затем, выполняя пураку  (вдох), подымите только голову — это третья виньяса  (фото 5). Теперь, вместе с реч а кой  (выдохом), упритесь ладонями в пол. Переместите ноги назад так, чтобы тело оказалось параллельно земле. Сохраняйте тело прямым и опирайтесь лишь на ладони и пальцы ног. Это четвертая виньяса  (фото 6 ). Затем, выполняя пураку,  прогнитесь в пояснице, подайте грудь вперед и выпрямите руки (фото 7). Колени и бедра не должны касаться пола. Распрямите стопы, пальцы ног держите вместе, подъемы стоп касаются пола. Это пятая виньяса.  При выполнении всех виньяс  тело следует держать напряженным и прямым. Следующим шагом одновременно с речакой  подайте поясницу вверх, голову наклоните вперед и прижмите пятки к полу (фото 8). Максимально втяните живот, зафиксируйте позицию и направьте внимание на пупок. Это шестая виньяса.  Идущая вслед за ней седьмая виньяса  — это переход в позицию третьей виньясы:  выполните пураку,  переместите ступни и расположите их между кистей рук, ноги и стопы вместе, колени прямые. Восьмая виньяса  — переход в позицию второй, а девятая — первой винь я сы.  Затем следует выпрямиться и принять Самастхити  (фото 2).

Такова методика выполнения первой Сурья Намаскары.  Часто при этом читаются мантры. Медитация здесь очень важна, и следует помнить о дршити  — местах, на которых необходимо концентрироваться. Это насагра дришти  (сосредоточение на кончике носа) при выполнении самастхити, бхрумадхья дришти  (сосредоточение на точке между бровей) при выполнении первой виньясы, насагра дришти  для второй виньясы,  точка между бровей для третьей и т. д. Другими словами, при выполнении нечетных виньяс  следует концентрировать внимание в точке между бровей, а при выполнении четных — на кончике носа.

В дополнение к сказанному, четным виньясам  соответствует речака,  а нечетным — пурака.  Вообще, методика выполнения речак  и пурак  является общей для всех виньяс  и асан,   описанных далее. Садхака  (духовный ученик) должен прилежно изучить эту методику.

Методика выполнения второй Сурья Намаскары

сурья намаскар B

В Сурья Намаскару  второго типа входит семнадцать виньяс. Речака  и пурака  выполняются как и в первой Сурья Намаскаре.

Станьте прямо, ноги держите вместе, как в первой Сурья Намаскаре  (фото 2). Затем, одновременно с пуракой,  согните ноги в коленях (но держите колени вместе), подайте грудную клетку кверху, выпрямите руки над головой и соедините их, немного запрокиньте голову и пристально посмотрите на пальцы рук. Это первая виньяса  (фото 9). Теперь, выполняя речаку,  выпрямите ноги в коленях, коснитесь руками пола с одноименной стороны от стоп, как описано в первой Сурья Намаскаре,  и коснитесь носом коленей (фото 4). Это вторая виньяса.  Далее, с пуракой  напрягите спину и подымите одну только голову. Это третья виньяса  (фото 5). Затем, медленно выполняя речаку,  перейдите в упор лежа (фото 6). Основное усилие приходится на руки, как в первой С у рья Намаскаре.  Слегка запрокиньте голову и зафиксируйте позицию. Это четвертая виньяса.  Теперь с пуракой  за счет силы рук подайте тело вперед, приподымите грудную клетку и прогните спину (фото 7). Ноги напряженные и прямые, подъемы стоп упираются в пол. Это пятая виньяса.  Затем, одновременно с речакой,  подайте поясницу кверху и упритесь пятками в пол, подогните голову, втяните живот и сосредоточьтесь на пупке (фото 8). Это шестая виньяса.  Теперь, выполняя пураку,  согните правую ногу в колене и бедре и поместите правую стопу между кистей рук (руки опираются о пол), максимально выпрямите левую ногу (она направлена назад), выпрямите и соедините руки над головой, разверните грудную клетку, немного наклоните голову назад и зафиксируйте внимание на кончиках пальцев рук (фото 10 ). Это седьмая виньяса.  Восьмая виньяса  — переход в позицию четвертой виньясы  (фото 6). Девятая — переход в позицию пятой (фото 7), десятая — шестой (фото 8 ). Одиннадцатая виньяса  похожа на седьмую, только в седьмой виньясе  (фото 10) правая нога движется вперед и левая остается сзади, а в одиннадцатой виньясе  — наоборот. Двенадцатая вин ь яса  — снова переход в позицию четвертой, тринадцатая — пятой, четырнадцатая — переход в позицию шестой виньясы.  Пятнадцатая вин ь яса  представляет собой переход в позицию третьей, шестнадцатая — второй и семнадцатая — первой виньясы.  Затем выполняется Самастхити.

Во второй Сурья Намаскаре виньясы, речака  и пурака  выполняются так же, как описано в первой Сурья Намаскаре.  Только первая, седьмая, одиннадцатая и семнадцатая виньясы  выглядят по-другому, остальные же похожи. Как упоминалось ранее, четные виньясы  выполняются с речакой,  а нечетные — с пуракой.

Ученики должны изучить эти методики, и лучше всего, если изучение будет происходить под руководством Гуру. Следует также помнить, что кумбхака  — задержка дыхания — не предусмотрена ни в Сурья Намаскаре,  ни в асанах.  Как уже обсуждалось ранее, во время выполнения Сурья Намаскары  следует постоянно помнить о дришти, бандхах, дхьяне, речаке  и пураке.  Выполнив Приветствие Солнца, можно приступать к выполнению других религиозных обрядов. Человек должен проводить их, сидя в Падмасане.  Приступая к выполнению асан,  следует сначала выполнить Сурья Намаскару,  а только затем — асаны.  Таково правило, и каждый, кто придерживается его, сможет достичь всего, чего только пожелает.

Подробнее читайте в книге Йога Мала Паттабхи Джойса

Видео

Обучающее видео от Марии Шалимовой, авторизованного преподавателя Аштанга йоги

Еще информация

 

 

Этот пост находится в категориях: